Япония 12 лет вела жестокую войну с Китаем, более трех лет воевала с США, Великобританией, Нидерландами и их союзниками. Во время войны на Тихом океане происходили ожесточенные сражения, имели место зверства, но решимость японских войск не сдаваться только крепла, они стремились, умирая в бою, уносить с собой в могилу как можно больше врагов. Это была мучительная кампания, с расовым оттенком и варварская по характеру, и войска, ожидавшие приказа о вторжении на территорию Японии, особенно после кровавых битв за Иводзиму и Окинаву, только приветствовали бомбардировки и их последствия. В частности, атомную бомбу рассматривали как инструмент прекращения войны, способный нанести такой удар по Японии, что будет сломлена ее воля к продолжению борьбы.
Вторая атомная атака была намечена на 11 августа, но шторм, продолжавшийся пять суток, нарушил планы. Группа ((Destination)) уже готовила «Толстяка» с индексом F31 к следующей атомной атаке, но ей было приказано вместо этого подготовить макет F33 - для еще одного пробного, неядерного сброса.
7 августа группа, занимавшаяся сборкой «Толстяка», распаковала эллипсовидные оболочки F33 из закаленной стали и сразу обнаружила, что они имеют дефекты, а отверстия под болты соединения стыков не совпадают. Предприняв несколько безуспешных попыток выправить оболочки и рассверлить отверстия, решили использовать корпус «тыквы» из обычной стали. После сборки и снаряжения взрывчаткой корпус бомбы покрасили. Харлоу Расе, участвовавший в этой работе, на головной части бомбы черной краской сделал надпись «JANCFU». Первые четыре буквы обозначали «Joint Army Navy Civilian)) (примерный перевод - «Объединение армии, флота и рядовых граждан»), «а последние две имели тот же смысл, что и... в распространенной нецензурной характеристике ситуации» - аббревиатура SNAFU (Situation Normal, All Fd Up).
Закончив работу, группа погрузила бомбу в самолет В-29 с номером 44-27297, который обычно пилотировал капитан Фредерик Бок (Frederick С. Bock), и поэтому самолет называли «Бокскар» [«Bockscar». (Созвучно «Вохсаг» - слову, означающему «Товарный вагон»)]. Но во время пробного полета первым пилотом был майор Чарльз Суини - командир 393-й эскадрильи. Фугасная начинка F33 успешно взорвалась 8 августа, когда бомбу сбросили с «Бокскара» в районе Тиниана. С F31 не все было так просто.
При сборке F31, после возни с F33, была допущена ошибка, которая обнаружилась, когда вечером собирались опечатать помещение, где находилась бомба. Кто-то из членов изрядно уставшей группы уложил кабель системы инициирования бомбы наоборот, так что образовались пары разъемов «мама-мама» и «папа-папа» (вместо «папа-мама». - Прим. пер.). Ошибку обнаружил энсин (первичное офицерское звание. - Прим. пер.) ВМС Бернард Окиф (Bernard O'Keefe), который вместе с армейским техником задержался, чтобы закончить соединение электрических цепей в F31, до полуночи. Чтобы устранить ошибку, нужно было бы разбудить остальных членов группы и потом почти целый день потратить на то, чтобы разбирать и вновь собирать бомбу. По крайней мере, именно так надо было бы действовать, если следовать инструкциям, но миссию надо было выполнить не позднее 9 августа. Поэтому Окиф решил «будь, что будет», уговорил техника, чтобы тот помалкивал, отсоединил предохранители и припаял их вновь, на этот раз правильно. Дверь он при этом на всякий случай оставил приоткрытой, «стараясь держать паяльник как можно дальше от детонаторов...». Закончив работу, он опечатал бомбу и отправился спать.
Источник: Вторая атомная атака была намечена на 11 августа |